Функциональная грамотность

Нормативные документы

-Распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»
-Распоряжение Комитета по образованию от 01.12.2021 № 3197-р «О внесении изменения
в распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р»
-Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
-Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.10.2021
№ 01-218/08-01 «Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности»
-Письмо Комитета по образованию от 25.11.2021 № 03-28-9830/21-0-0 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
-Письмо Комитета по образованию от 15.03.2022 № 03-28-2991/22-0-0 «О проведении итоговой диагностики в Электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
-Федеральный портал Академия Минпросвещения России – https://apkpro.ru
-Единое содержание общего образования – https://edsoo.ru/_
-Федеральный банк заданий по функциональной грамотности – https://fg.resh.edu.ru
-Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности — https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/


Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 году ЮНЕСКО, наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами. Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения. Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс.
Функциональная грамотность (лат. – направление) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций.
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать всепостоянно приобретаемые в течение жизни знания,умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А.А. Леонтьев)
В утверждении «нашим детям необходимо умение учиться» есть одна весьма существенная неточность. На самом деле, умение учиться необходимо всем. И родителям оно может пригодиться не меньше, чем детям.
Социологи уверены, что в обозримой перспективе мы будем менять профессию примерно раз в семь лет. Время, когда можно было закончить вуз, получить диплом, найти работу и всю жизнь на ней работать, ушло в прошлое. Обучаемость, способность быстро осваивать большие массивы информации, умение ориентироваться в незнакомой информационной среде важны сегодня как для детей, так и для их родителей. Умение учиться востребовано в школе, институте, в офисе, на производстве. Это навык, который мы должны освоить в самое ближайшее время.
Так, например, Финляндия, один из мировых лидеров в сфере образования, включила компетенцию Learning-to-Learn (Учиться учиться) в школьную программу еще в 1997 году, а в 2006-м Совет Евросоюза отнес данный навык к числу восьми ключевых слагаемых социального благополучия.
ФГОС определяет умение учиться как «способность человека объективно обнаруживать, каких именно знаний и умений ему не хватает для решения актуальной для него задачи, самостоятельно (или в коллективно-распределенной деятельности) находить недостающие знания и эффективно осваивать новые умения (способы деятельности) на их основе».

Предлагаем вам, уважаемые родители, вместе с детьми познакомиться с интересными материалами, собранными в брошюре от Сбербанка «Как научиться УЧИТЬСЯ»

Хотите узнать, как избегать рисков и опасностей нового цифрового мира, проанализировать основные родительские тревоги, сделать тему безопасности в киберпространстве понятной, а значит – комфортной, и получить практические инструменты, которые помогут сделать использование цифровых технологий в повседневной жизни безопасным для вас и ваших детей?
Тогда читайте брошюру от Сбербанка «Цифровые джунгли: правила самосозранения»

Как помочь ребенку сосредоточиться на процессе достижения уже существующей цели? Одновременно простые в применении и эффективные методики будут одинаково полезны родителям и детям, помогут сделать процесс учебы более комфортным и приятным.
Читать дайджест от Сбербанка «По дороге к знаниям: как эффективно управлять учебным процессом»